Правовое обоснование

В процессе создания баз компаний мы анализируем большое количество открытых источников в сети Интернет, собирая информацию с помощью парсинга общедоступных данных.

Дополнительно: Источники наших данных

Парсинг – это автоматизированный сбор информации, опубликованный на вебсайтах. Полученные данные парсер может обрабатывать в своих коммерческих целях. С помощью специальных программ или сервисов можно собирать информацию о конкурентах, мониторить состояние рынка, отслеживать любые внешние показатели, важные для бизнеса. Сам контент и способы его получения  разнообразны. Следовательно, парсинг подпадает под несколько сфер правового регулирования. К нему может применяться законодательство об информации, персональных данных и об интеллектуальной собственности.

Рассмотрим подробнее каждый нормативно-правовой акт.

IV часть Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ. Статья 1229 ГК РФ (Исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). Регулирует исключительное право на произведения, включая базы данных и их части.

Статья 1301 ГК РФ (Ответственность за нарушение исключительного права на произведение): определяет меры ответственности за нарушение исключительного права. Данная статья может быть применена при копировании чужих материалов, размещение чужих статей, новостей, иного контента, присвоения авторских прав, извлечение прибыли из материала, который охраняется авторским правом.

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ. Статья 10 (Обязанности владельцев сайтов и информационных систем): определяет обязанности владельцев информационных систем и сайтов по соблюдению прав пользователей на доступ к информации.

Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ. Статья 6 (Условия обработки персональных данных): регламентирует условия обработки персональных данных, включая необходимость получения согласия субъекта данных. В первую очередь это относится к персональным данным пользователей: без их согласия нельзя получать к ним доступ или использовать личную информацию. К ней относятся контактные данные, адреса, ФИО, другие сведения. Этот пункт может распространяться и на другую конфиденциальную информацию, включая сведения, на которые распространяется коммерческая тайна. 

В соответствии с действующим в Российской Федерации законодательством разрешено всё, что не запрещено законодательством. Парсинг сайтов является законным, в том случае, если при его осуществлении не происходит нарушений установленных законодательством запретов. Таким образом, при автоматизированном сборе информации необходимо соблюдать действующее законодательство. Законодательством Российской Федерации установлены следующие ограничения, имеющие отношение к сети Интернет:

– не допускается нарушений авторских и смежных прав;
– не допускается неправомерный доступ к охраняемой законом информации;
– не допускается сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконным способом;
– не допускается заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом);
– не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции.

Из вышеуказанных запретов следует, что организация вправе осуществлять автоматизированный сбор информации (парсинг сайтов), размещенной в открытом доступе на сайтах в сети интернет, если соблюдаются следующие условия:

– информация находится в открытом доступе и не защищается законодательством об авторских и смежных правах;
– автоматизированный сбор осуществляется законными способами;
– автоматизированный сбор информации не приводит к нарушению в работе сайтов в сети интернет;

– автоматизированный сбор информации не приводит к ограничению конкуренции.

Есть рекомендации, которых стоит придерживаться, если используется парсинг:

– извлекаемый контент не должен быть защищен авторским правом;
– процесс парсинга не должен мешать работе сайта, который подвергается парсингу;
– парсинг не должен нарушать условия использования сайта;
– парсер не должен извлекать личную (персональную) информацию пользователя.

Контент, который подвергается парсингу, должен отвечать стандартам правомерного использования.

Наши принципы

У нас есть определённые принципы, которых мы придерживаемся в части обеспечения вашей цифровой безопасности и в процессе создания баз компаний.

Кто мы: о нашей компании

Правовое обоснование правомерности сбора открытых данных по компаниям для последующей систематизации и продажи (Российское законодательство) с ссылками:

Введение:
Настоящее правовое обоснование подтверждает правомерность сбора общедоступных данных о компаниях, размещенных на различных сервисах, для последующей систематизации и продажи. Сбор данных осуществляется исключительно в отношении информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, без сбора персональных данных.

1. Общедоступность информации и свобода ее использования:
Ключевым принципом, позволяющим осуществлять сбор информации в данном случае, является принцип общедоступности информации, закрепленный в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” (далее – Закон № 149-ФЗ).

Статья 7 Закона № 149-ФЗ устанавливает, что общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений прав обладателей такой информации и требований законодательства Российской Федерации.

Информация о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, размещенная ими добровольно в открытом доступе на публичных сервисах (наименование, адрес, телефон, род деятельности и т.п.), как правило, признается общедоступной. Цель такого размещения – информирование потенциальных клиентов и партнеров.

2. Отсутствие нарушения авторских прав: 
Сбор фактических данных о компаниях, таких как наименование, адрес, телефон, сайт, не является нарушением авторских прав на карты как объекты интеллектуальной собственности (часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Статья 1259 ГК РФ устанавливает объекты авторских прав. Авторские права распространяются на форму выражения произведения, а не на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическую информацию о недрах. Информация о местоположении организаций, их названия и контактные данные являются фактическими данными и не подлежат авторско-правовой охране.

3. Отсутствие нарушения прав изготовителя базы данных: 
Возможность сбора данных необходимо рассматривать с точки зрения прав изготовителя базы данных (статья 1334 ГК РФ).

Статья 1260 ГК РФ устанавливает, что базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Изготовителю базы данных принадлежат исключительные права на извлечение материалов из базы данных и на их повторное использование.

Однако, не признается нарушением исключительного права изготовителя базы данных извлечение или повторное использование отдельных содержащихся в ней материалов, если это делается правомерным пользователем базы данных. Пользование общедоступными сервисами в соответствии с их условиями использования, можно рассматривать как правомерное пользованиеКроме того, не признается нарушением извлечение из базы данных или повторное использование несущественной части ее содержания. Сбор отдельных данных о компаниях, не носящий характер систематического извлечения значительной части базы данных, не будет являться нарушением прав изготовителя базы данных.

4. Отсутствие нарушения законодательства о персональных данных: 
В данном случае сбор осуществляется исключительно в отношении информации о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которая не относится к персональным данным физических лиц в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ “О персональных данных”. Сбор информации, не позволяющей идентифицировать конкретное физическое лицо, не подпадает под регулирование данного закона.

5. Отсутствие недобросовестной конкуренции: 
Деятельность по сбору и систематизации общедоступных данных для последующей продажи не является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции”, при условии соблюдения принципов добросовестности и разумности.
Сбор общедоступной информации является обычной практикой в современном информационном обществе.

6. Судебная практика и разъяснения регулирующих органов: 
Постановление Суда по интеллектуальным правам от 19.05.2014 N С01-297/2014 по делу N А40-76424/2013 (пример спора о защите прав на базу данных, где суд рассматривал критерии существенности извлечения информации) – хотя и не напрямую связано со сбором, демонстрирует подход к оценке нарушения прав на базу данных.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 “О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации” – содержит общие разъяснения по вопросам интеллектуальной собственности, включая авторские и смежные права.

Следует также учитывать разъяснения Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в своих решениях исходят из принципа свободы экономической деятельности и допускают использование общедоступной информации, если это не связано с недобросовестными практиками. (Конкретные решения ФАС можно найти на официальном сайте).

Вывод: 
На основании вышеизложенного, сбор открытых данных о компаниях для последующей систематизации и продажи, при условии исключения сбора персональных данных и соблюдения принципов добросовестности и разумности при сборе, является правомерным в соответствии с российским законодательством. Данная деятельность опирается на принцип общедоступности информации, не нарушает авторских прав на информацию как произведения, не нарушает права изготовителей баз данных (при соблюдении условий правомерного использования и несущественного извлечения), не подпадает под регулирование законодательства о персональных данных и, как правило, не является актом недобросовестной конкуренции.

В наших базах доступна информация, размещенная в открытых государственных реестрах, а также контактные данные компаний, опубликованные ими на своих ресурсах или полученные из открытых источников.

Мы не собираем персональные данные граждан. Наш сервис помогает компаниям найти новых бизнес-партнеров, для этих целей мы анализируем контактную информацию только юридических лиц (компаний), которые рекламируют услуги на своих сайтах в сети Интернет. Если вдруг вы нашли свои персональные данные, пожалуйста, оставьте заявку с помощью формы обратной связи. Мы обязательно проверим и актуализируем данные. Чаще всего это результат ошибочного размещения ваших данных на сторонних сайтах.

Мы не вносим какие-либо изменения в информацию, полученную из государственных реестров.

Вся наша работа построена в соответствии с требованиями и ограничениями законодательства об информации и персональных данных.

Мы не взламываем сайты, не подбираем пароли, не ищем уязвимости. Все что мы делаем — структурируем общедоступную (публичную) информацию с возможностью выгрузить ее в формате Microsoft Excel для удобной работы.

Обновление
  • Корзина пуста.